Юридические и бухгалтерские услуги
для бизнеса и частных лиц
8 (831) 461-82-48 - бухгалтерия
8 (831) 461-83-70 - юристы
Заказать звонок
Н.Новгород, пер. Городецкий, д.4, офис 4.

Оценка бизнеса: цели, методы, этапы проведения

Оценка бизнеса проводится владельцами компаний для четкого понимания фактической стоимости предприятия, его активов и прогнозирования возможных сценариев развития. Вполне закономерно, что от качества проведения процедуры оценки может зависеть выбор стратегического развития и операционная деятельность компании.
Для чего проводить оценку бизнеса
Основные цели проведения оценки следующие:

  • увеличение эффективности деятельности предприятия;
  • покупка/продажа акций;
  • инвестирование;
  • реструктуризация и диверсификация;
  • стратегическое планирование.

Ситуации, при которых необходима оценка:

  • Продажа или сдача в аренду бизнеса. Оценка дает точную стоимость активов, акций, долей собственников.
  • Переоценка основных средств.
  • Угроза ликвидации или банкротства, а также падение прибыли и ухудшение финансового состояния;
  • Выпуск акций, реорганизация, изменение структуры и руководства предприятия.
  • Получение кредита под залог активов фирмы.
  • Страхование компании и многое другое.

Стоимость бизнеса складывается из активов и пассивов предприятия. Сюда же входят нематериальные активы (интеллектуальная собственность), ценность кадров и конкурентные преимущества.
Процесс оценки трудоемок и затрачивает много времени. Даже при наличии у владельца бизнеса времени и собственных специалистов для проведения оценки, ее результаты можно будет использовать исключительно для внутренних нужд компании. Официального статуса такая оценка не имеет и не может быть предъявлена в качестве существенного аргумента при взаимодействии с другими компаниями и государственными учреждениями.

Алгоритм проведения оценки

Выбор оценщика – на рынке сейчас огромное предложение компаний по помощи в проведении оценки. Однако, далеко не все предоставляют данную услугу на должном уровне.
При выборе оценщика рекомендуем обращать внимание на:

  • опыт работы;
  • наличие положительных отзывов;
  • наличие грамотного интернет-сайта;
  • стоимость услуг (слишком низкая стоимость должна насторожить ровно также, как и завышенная цена);
  • личную консультацию с представителем компании (вы должны четко понимать за что будете платить деньги и какой результат получите);
  • договор об оказании услуг (он должен быть составлен юридически грамотно и включать все аспекты вашего взаимодействия).

Документация – оценщик запросит определенный пакет документов, на подготовку которого может уйти значительное время. Рекомендуем подготовить необходимую документацию заранее.

Выбор метода и проведение оценки.

Методов оценки существует несколько:

  • Затратный метод. В его основе лежит учет расходов, которые понесла компания. Показательный, детализированный метод.
  • По стоимости активов. Суммируются все активы предприятия. Часто выбирают владельцы крупных производственных предприятий, а также собственники недвижимости.
  • По конкурентам. Когда для оценки собственной деятельности информации не очень много, можно сделать сравнительный анализ исходя из сведений об аналогичных фирмах на рынке.
  • По прогнозу денежных потоков. Изучаются долгосрочные перспективы, рассчитывается рентабельность капиталовложений, сроки окупаемости инвестиций.

Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор в пользу одного из перечисленных вариантов зависит от конкретной ситуации и целей проводимой оценки.

  • Оценка рисков. Анализируются все существующие риски, которые угрожают вашему бизнесу.
  • Анализ возможностей. Выявляет перспективы развития компании.
  • Формулирование результатов.

В финальном отчете будет собрана вся итоговая информация, сделаны выводы и определена стоимость предприятия. Этот аналитический труд заверяется юристами компании-оценщика и носит официальный статус.

Записаться на бесплатную консультацию по вопросу проведения оценки вашего предприятия можно по телефону или на сайте.