Оценка бизнеса: цели, методы, этапы проведения
Оценка бизнеса проводится владельцами компаний для четкого понимания фактической стоимости предприятия, его активов и прогнозирования возможных сценариев развития. Вполне закономерно, что от качества проведения процедуры оценки может зависеть выбор стратегического развития и операционная деятельность компании.
Для чего проводить оценку бизнеса
Основные цели проведения оценки следующие:
- увеличение эффективности деятельности предприятия;
- покупка/продажа акций;
- инвестирование;
- реструктуризация и диверсификация;
- стратегическое планирование.
Ситуации, при которых необходима оценка:
- Продажа или сдача в аренду бизнеса. Оценка дает точную стоимость активов, акций, долей собственников.
- Переоценка основных средств.
- Угроза ликвидации или банкротства, а также падение прибыли и ухудшение финансового состояния;
- Выпуск акций, реорганизация, изменение структуры и руководства предприятия.
- Получение кредита под залог активов фирмы.
- Страхование компании и многое другое.
Стоимость бизнеса складывается из активов и пассивов предприятия. Сюда же входят нематериальные активы (интеллектуальная собственность), ценность кадров и конкурентные преимущества.
Процесс оценки трудоемок и затрачивает много времени. Даже при наличии у владельца бизнеса времени и собственных специалистов для проведения оценки, ее результаты можно будет использовать исключительно для внутренних нужд компании. Официального статуса такая оценка не имеет и не может быть предъявлена в качестве существенного аргумента при взаимодействии с другими компаниями и государственными учреждениями.
Алгоритм проведения оценки
Выбор оценщика – на рынке сейчас огромное предложение компаний по помощи в проведении оценки. Однако, далеко не все предоставляют данную услугу на должном уровне.
При выборе оценщика рекомендуем обращать внимание на:
- опыт работы;
- наличие положительных отзывов;
- наличие грамотного интернет-сайта;
- стоимость услуг (слишком низкая стоимость должна насторожить ровно также, как и завышенная цена);
- личную консультацию с представителем компании (вы должны четко понимать за что будете платить деньги и какой результат получите);
- договор об оказании услуг (он должен быть составлен юридически грамотно и включать все аспекты вашего взаимодействия).
Документация – оценщик запросит определенный пакет документов, на подготовку которого может уйти значительное время. Рекомендуем подготовить необходимую документацию заранее.
Выбор метода и проведение оценки.
Методов оценки существует несколько:
- Затратный метод. В его основе лежит учет расходов, которые понесла компания. Показательный, детализированный метод.
- По стоимости активов. Суммируются все активы предприятия. Часто выбирают владельцы крупных производственных предприятий, а также собственники недвижимости.
- По конкурентам. Когда для оценки собственной деятельности информации не очень много, можно сделать сравнительный анализ исходя из сведений об аналогичных фирмах на рынке.
- По прогнозу денежных потоков. Изучаются долгосрочные перспективы, рассчитывается рентабельность капиталовложений, сроки окупаемости инвестиций.
Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор в пользу одного из перечисленных вариантов зависит от конкретной ситуации и целей проводимой оценки.
- Оценка рисков. Анализируются все существующие риски, которые угрожают вашему бизнесу.
- Анализ возможностей. Выявляет перспективы развития компании.
- Формулирование результатов.
В финальном отчете будет собрана вся итоговая информация, сделаны выводы и определена стоимость предприятия. Этот аналитический труд заверяется юристами компании-оценщика и носит официальный статус.
Записаться на бесплатную консультацию по вопросу проведения оценки вашего предприятия можно по телефону или на сайте.