Юридические и бухгалтерские услуги
для бизнеса и частных лиц
8 (831) 461-82-48 - бухгалтерия
8 (831) 461-83-70 - юристы
Заказать звонок
Н.Новгород, пер. Городецкий, д.4, офис 4.

В организации иногда возникает трудовой конфликт между нанимателем и наемными сотрудниками. По ТК РФ трудовой спор — это разногласия по вопросам соблюдения трудовых норм, колдоговора. Трудовой спор считается коллективным, когда затрагиваются интересы определенной группы сотрудников, всего коллектива.

Почему возникает коллективный трудовой спор

Наиболее часто причиной тяжбы являются ухудшения условий труда. Например:

  • изменение рабочего графика без согласования с сотрудником;
  • уменьшение размера оплаты;
  • привлечение к работам, не связанных со специальностью и не оговоренных в контракте;
  • отсутствие поощрения, доплаты за дополнительно отработанное время, обязанности.

Рабочие могут открыть коллективный трудовой спор при отказе нанимателя учитывать их пожелания при утверждении колдоговора. Началом тяжбы может стать и нежелание нанимателя решать бытовые проблемы.

Наниматель может стать инициатором при несоблюдении сотрудниками техники безопасности, халатного отношения к своим обязанностям, нарушении трудовой дисциплины.

Оформление трудового спора

Решение об открытии трудового спора принимается на собрании коллектива или путем сбора подписей. Поддержать решение должно не менее 50% работников. После принятия решения необходимо отправить ответчику письмо, в котором указывают причину спора. К письму прилагается протокол разногласий. Письмо составляется в двух экземплярах, один отправляется нанимателю, второе остается у работников. Чтобы правильно оформить требования, рекомендуется воспользоваться услугами юриста.

Письмо можно доставить ответчику непосредственно в руки, послать заказной почтой с уведомлением о вручении. При личной подаче надо проставить отметку о получении на обоих экземплярах. Коллективная тяжба открывается с момента подписания протокола разногласий. При не подписании протокола, или отказа устранить нарушения в течение 3 суток после получения письма, началом тяжбы считается дата, когда было установлено нарушение.

Последовательность рассмотрения

Сроки, процедура рассмотрения коллективных трудовых споров регламентируется ТК.  Процедура разбита на несколько обязательных этапов.

Спор начинают рассматривать с примирительных процедур. В течение 3 дней с момента открытия спора создается примирительная комиссия, в которую включают уполномоченных обеих сторон. Наниматель издает приказ, а представители сотрудников утверждают его своим решением.

На рассмотрение и разрешение спора дается 5 рабочих дней. Количество дней можно увеличить по соглашению сторон, которое оформляется документально. В случае положительного результата выносится решение. Его исполнение обязательно всем. В нем устанавливаются пути и сроки устранения нарушений.

Привлечение третьей стороны

Если примирительная комиссия не смогла урегулировать спор, то прибегают к помощи посредника. Для утверждения кандидатуры отводится 3 рабочих дня после подписания протокола разногласий. На рассмотрение спора и принятие решения посреднику дается 7 дней. Положительное решение или протокол разногласий подписывается обеими сторонами конфликта.

По законодательству можно не привлекать посредника, а сразу обратиться в трудовой арбитраж, на создание которого дается 3 рабочих дня. Наниматель не может препятствовать созданию арбитражной комиссии. Этот временный орган должен помочь урегулировать конфликт досудебно, без проведения забастовки. Рекомендации по решению конфликта оформляются письменно не позднее 5 дней после начала работы. Они обязаны соблюдаться обеими сторонами.

Если наниматель отказывается выполнять рекомендации или препятствует их выполнению, то работники могут начать забастовку или обратиться в суд.  Представлять интересы работников в суде лучше доверить опытному адвокату, который знает все тонкости трудового законодательства. Адвокат сможет учесть все юридические нюансы и отстоять права рабочих.