Юридические и бухгалтерские услуги
для бизнеса и частных лиц
8 (831) 461-82-48 - бухгалтерия
8 (831) 461-83-70 - юристы
Заказать звонок
Н.Новгород, пер. Городецкий, д.4, офис 4.

Как производить инвентаризацию правильно?

Достоверность ведения бухгалтерского учета проще всего проверить при помощи инвентаризации. Не стоит забывать о ключевых моментах, от которых зависит правильность составления финансовой отчетности на предприятии.

Порядок проведения инвентаризации, бухгалтерский учет:

1. Инвентаризация имущества осуществляется до наступления нового отчетного периода (календарного года). Исключением является собственность организации, отраженная в инвентаризационных ведомостях, сформированных после 1 октября текущего отчетного периода.

2. По основным средствам документация составляется только один раз в 3 года, в то время как библиотечные фонды проверяются не чаще одного раза в 5 лет.

3. Согласно п. 27 ПБУ, инвентаризация, производимая на территории Крайнего Севера, может выполняться во время достижения минимальных показателей по их остаткам.

 

Перечень имущества, подлежащего обязательной инвентаризации:

  • - активы и обязательства;
  • - основные средства (ОС);
  • - нематериальные активы компании (НМА);
  • - товарно-материальные ценности (ТМЦ);
  • - финансовые инвестиции;
  • - денежные средства, финансовая документация, бланки строгой отчетности;
  • - незавершенное производство, затраты будущих лет;
  • - расчеты с контрагентами, включая поставщиков и покупателей, ИФНС, фонды и т.д.;
  • - резервы будущих расходов, включая прогнозируемые платежи.

Проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей и прочих активов осуществляется посредством проверки имущества, находящегося как на счетах компании, так и на забалансовых счетах. К примеру, если предприятие арендует часть имущества, то такие объекты не находятся на балансе, но подлежат обязательному контролю.

Технология проведения инвентаризации имущества организации описана в Методических рекомендациях по инвентаризации имущества No49 от 13.06.1995 года. В документе представлены формы инвентаризационного учета, которые применяются на следующих этапах:

1. Подготовительный этап:

  • - утверждение приказа о необходимости осуществления инвентаризации и возложение ответственности на должностных лиц;
  • - создание комиссии;
  • - установление сроков, описание перечня имущества, подлежащего инвентаризации;
  • - предоставление материально-ответственным лицам соответствующих описей ТМЦ.

 

2. Количественное измерение (обмеры, взвешивание, подсчет) фактически установленных показателей сопоставляются с аналитическими данными.

3. Анализ установленных расхождений, формирование сличительных ведомостей.

4. Полученные результаты отображаются в соответствующем отчете. В случае выявления недостающих сумм или имущества, материально-ответственных лиц обязывают возместить ущерб ипривлекают к административной ответственности.

Если Вы выявили несоответствие фактических данных, необходимо срочно устранить имеющиеся недочеты. Главное, чтобы проведение инвентаризации было оформлено до наступления новогоотчетного периода, т.е. до того как финансовая отчетность будет направлена в органы налоговой службы. В большинстве случаев, исправление выявленных несоответствий датируется 31декабря отчетного периода.

Если вы уже сформировали все отчеты по бухгалтерии и сдали документацию в налоговую инспекцию, то установленные нарушения исправляются в следующем отчетном периоде.