Имущество организации: активы и пассивы
В данной статье будет рассмотрено имущество организации, в частности, вопрос о том, что обозначает это понятие, в том числе активы и пассивы. Предлагаемый материал предназначен для тех, кто не обладает достаточными познаниями для разграничения этих двух терминов.
Все, чем владеет компания, можно разделить на активы и пассивы. В этот перечень входят основные средства, денежные средства, задолженности и др. Корректное определение того, представляет ли с собой конкретное имущество актив или пассив, является очень важным.
Наиболее значимым отчетом, демонстрирующим правильность ведения учета в организации, выступает бухгалтерский баланс. Важно, чтобы он сходился, т.е. чтобы суммарное значение всех активов, имеющихся у компании, было равно суммарному значению всех пассивов. Баланс разделен на две части, одна из которых носит название актива, а другая пассива. Когда бухгалтер составляет его, он вносит данные в оба раздела. В случае, если после добавления всех данных итоговые суммы обоих столбцов равны, то можно говорить о схождении баланса. Следовательно, для того, чтобы корректно составить его, необходимо разбираться в том, в какой графе следует отразить конкретное имущество. По этой причине надлежит подробно уяснить значение терминов «актив» и «пассив» и понять, что входит в каждую из этих групп.
Подробнее об активах организации
К активам относятся средства, находящиеся во владении компании, используемые ей в своей деятельности для извлечения прибыли. Иными словами, они представляют собой все ее имущество, посредством которого она планирует получать доход. Можно привести разнообразные примеры:
• Оборудование предприятия (например, станки). Оно применяется им для изготовления продукции и ее последующей реализации
• Материалы. Они также применяются для изготовления продукции, которая в дальнейшем поступит в продажу
• Продукция, изготовленная предприятием. Реализуется с целью получения дохода
• Товары. Приобретаются организацией для перепродажи и извлечения прибыли
• Складское помещение. Организация использует его для хранения продукции или товара, которые реализуются ей для получения материальной выгоды
• Денежные средства. Компания использует их для реализации целей, приводящих к получению прибыли, к примеру, для закупки оборудования или товаров
В качестве других примеров можно привести ценные бумаги, которые служат для получения компанией прибыли в будущем, а также дебиторскую задолженность. Последняя представляет собой долги перед организацией ее контрагентов. Она относится к активам, поскольку олицетворяет средства, которые организация намеревается получить в дальнейшем, т.е. также являет собой финансовую выгоду для компании.
Пассивы фирмы
Исходной базой для формирования активов выступают пассивы. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.
• В данную группу входит уставный капитал, представляющий собой вложения учредителей. Эти вложения преобразуются в стартовый капитал компании, то есть становятся ее активами – денежными средствами.
• В качестве другого примера пассивов можно привести добавочный капитал. Он представляет собой дополнительные средства, появляющиеся в ходе деятельности компании (к примеру, в результате переоценки основных средств). Данные дополнительные средства будут использоваться организацией, например, на приобретение материалов, требуемых для изготовления продукции.
• Нераспределенная прибыль является чистой прибылью компании за годовой период. Этот пассив может быть также использован ей в будущем для приобретения материалов, основных средств, для проведения ремонтных работ, улучшения оборудования.
Как связаны между собой оба понятия
Активы и пассивы имеют тесную взаимосвязь. При изменении активов пассивы меняются на то же значение. При росте активов происходит аналогичное увеличение и пассивов. Справедливо и обратное – при снижении первых уменьшаются и вторые. Данная особенность является причиной того, что в балансе значение обеих столбцов должны совпадать. Если значения не сходятся, это означает, что при отражении хозяйственных операций была допущена ошибка.